Пазлы - не та игрушка, которую маленький ребенок сможет освоить
самостоятельно. Если вы не научите его основам, не покажете, как
подбирать и соединять детальки между собой, то через пять минут
безуспешных попыток кроха забросит игру и вряд ли захочет вернуться к
ней в ближайшее время. Поэтому наберитесь терпения, отнеситесь к малышу с
пониманием, не ждите и не требуйте от него быстрых результатов, а
просто играйте вместе с ним и искренне радуйтесь даже самым маленьким
победам. Еще раз оговорюсь, что речь идет именно о 1,5-3-летних малышах.
Если вы впервые предложили игру-пазл подросшему ребенку, то он, скорее
всего, сможет разобраться с ней самостоятельно.
Начните с самого простого. Сначала сами соберите картинку на глазах у
малыша, попутно комментируя свои действия. Затем рассмотрите вместе с
крохой изображение, обратите внимание на детали, придумайте маленькую
сказочку по картинке, окрасив ее положительными эмоциями. Это
дополнительно привлечет внимание крохи к игре и будет способствовать
развитию речи. А теперь можно приступить к обучению. Достаньте из
собранной картинки 1-2 фрагмента, положите их рядом и предложите ребенку
найти место, где они стояли. Если он затрудняется, подскажите ему.
Например: "Посмотри, у собачки ушка не хватает! Плачет собачка. Давай
поможем ей, найдем ушко и поставим на место!" Когда нужный фрагмент
найден, покажите малышу, как правильно повернуть и соединить кусочки
между собой, Пусть он держит фрагмент в ручке, а вы своей рукой помогите
ему, сначала соединив выпуклую часть с отверстием, а затем опустив на
место и весь фраг-мент. Этот важный момент нельзя упускать из виду. Не
научившись соединять элементы, малыш не сможет двигаться дальше.
Потренируйтесь немного, и навык будет освоен. Можно на первых порах
подобрать пазлы без скрепляющих "замков", но для развития мелкой
моторики хороши именно классические мозаики. К тому же, непослушным
детским пальчикам сложно аккуратно совмещать кусочки пазлов, которые не
скрепляются между собой, Чуть сдвинул фрагмент - и картинка уже не
совпадает. Несколько подобных неудач, и желание возиться с пазлами
исчезнет надолго.
Когда ваш сын или дочурка будут уверенно справляться с заданием,
предложите собрать всю картинку целиком, Помогайте малышу в случае
затруднения. Он должен чувствовать, что у него получается, должен
слышать вашу похвалу и одобрение ("Ура! Молодец!"). Не беда, если,
выучив порядок сборки наизусть, ребенок собирает одну и ту же картинку
несколько раз подряд. Это очень важно для его самооценки, дает ощущение
уверенности в собственных силах. Ведь крохе так важно чувствовать себя
ловким и умелым. А кроме этого, малыш развивает память, запоминая
месторасположение тех или иных кусочков.